+38044 5001397
   +38050 5001397
   +38096 5139797
   CruiseShop Kiev
   cruise@cruiseshop.com.ua

 

Визовый кодекс Евросоюза, вступивший в силу 5 апреля 2010 г., при всей своей безобидности наделал много шума. В основном – из-за отсутствия информации. Журналисты черпали сведения о нововведениях друг у друга, расписывая невероятный объем новой анкеты, рассказывая, что виза подорожала почти в два раза, а все заявители (в кодексе применяется термин «ходатайствующие лица») для подачи документов («ходатайства») должны теперь лично являться в посольства, где, конечно, выстроятся огромные очереди и т.д.

А надо было всего лишь прочитать Визовый кодекс. Сведущему человеку сразу стало бы понятно: за редким исключением, все нововведения этого документа – лишь законодательное закрепление того, что и прежде применялось на практике многими консульствами. Мы отобрали наиболее важные моменты Визового кодекса, которые помогут Вам владеть правильной иформацией.


Анкета. Действительно увеличилась в объеме, но за счет поясняющего текста. Вопросов стало на 10 меньше.

Визовый сбор. Для граждан Украины, в том числе для детей в возрасте от 6 лет, не достигших 12 лет, визовый сбор остался прежним – 35 евро. А вот пункт 7 статьи 16 Визового кодекса дает повод для размышлений: «Визовый сбор взимается в евро, в валюте третьей страны либо в валюте, обычно используемой в третьей стране, где подается ходатайство…» Когда визовый сбор взимается в валюте, отличной от евро, его размер, взимаемый в этой валюте, определяется и регулярно адаптируется согласно ориентировочным обменным курсам евро, устанавливаемым Европейским центральным банком. Взимаемая сумма может округляться, а консульства в рамках Шенгенского сотрудничества на местах обеспечивают, чтобы взимаемые ими суммы были одинаковыми». Стоимость визы по текущему курсу евро консульства, в большинстве своем, пересчитывают. А вот существует ли между ними «Шенгенское сотрудничество» на предмет согласования взимаемых сумм – большой вопрос. Визовые сборы у всех разные – видимо, каждый считает по какому-то своему курсу. И нередко стоимость визы так или иначе превышает обозначенную в Визовом кодексе цену 35 евро – даже без учета услуг визового центра.

Сбор за оказание услуг. Дальше идет статья 17, в которой, в частности, говорится, что сбор за оказание услуг не должен превышать половины размера визового сбора, установленного в параграфе 1 статьи 16, независимо от возможных сокращений или освобождений от уплаты визового сбора…». В параграфе 1 статьи 16 обозначен визовый сбор 60 евро, то есть услуги визовых центров не должны стоить дороже 30 евро. И большинство эту норму соблюдают.

Многократная виза. Приятная новость – пункт (8) преамбулы: «При выполнении определенных условий следует выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки. Ходатайствующие лица, известные консульству своей честностью и надежностью, насколько возможно, должны пользоваться упрощенной процедурой». Впрочем, мы хорошо знаем, что эта норма и прежде применялась многими консульствами соответствующих стран – Испании, Франции, Эстонии, недавно аналогичное решение приняла Греция.

Еще одна приятная новость на ту же тему. В статье 9 кодекса говорится: «Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев». Прежде все было сложнее. Если, например, срок действия многократной визы заканчивался за несколько дней до следующей запланированной поездки, заявитель должен был явиться в консульство, чтобы аннулировать эту визу, и только потом мог подавать документы на новую.

Личная явка в консульство. В пункте (9) преамбулы, в статьях 10 и 13 основного документа действительно говорится, что в консульство «ходатайствующее лицо обязано являться лично». Но речь идет о сдаче биометрических данных – отпечатков десяти пальцев. Во-первых, для Украины это пока не актуально. Биометрические данные наши граждане начнут сдавать, когда будут введены в эксплуатацию визовые информационные системы (ВИС) всех членов Евросоюза.

Неисчерпывающий перечень документов. О наборе документов, необходимых для оформления визы, говорится в статье 14 и в приложении II Визового кодекса. В списке чего только нет. В частности, для туристов – и приглашение принимающей стороны, и документ на размещение, и подтверждение маршрута поездки, и бронь билетов, и доказательство финансовой состоятельности, включая выписки из банковских счетов, и документ о наличии недвижимости. И называется все это - «Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов». То есть, если консульство сочтет необходимым, может придумать еще что-нибудь.

Решение по ходатайству. Иными словами – срок рассмотрения заявления на визу. Согласно статье 23 Визового кодекса, решение по ходатайству принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена, этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.

Визы для детей, вписанных в паспорт. Статья 29 Визового кодекса сообщает, что «индивидуальные визы, которые выдаются лицам, вписанным в документ на поездку ходатайствующего лица, проставляются в этот документ». То есть, если раньше ребенка можно было вписать в визу родителя, то теперь для него оформляется отдельная виза, которая вклеивается в паспорт матери или отца. Значит, в паспорте для этого должно быть достаточно чистых страниц.

Обоснование отказа в визе. Статья 32 Визового кодекса обязала консульства объяснять причину отказа в визе. Пункт очень важный, поскольку большинство консульств вообще не считают нужным общаться с заявителем по этому поводу, хотя отказы нередко ставят по недоразумению или недопониманию. Примеров можно привести множество.

 

Теперь ходатайствующие лица смогут обжаловать решение консульства. Жалоба должна подаваться в соответствии с национальным законодательством страны, отказавшей в визе, информацию о порядке обжалования заявителю должны предоставить в консульстве.

Визовые центры. В Визовом кодексе эти организации называются «внешними поставщиками услуг». В статье 43 говорится, что государства «прилагают усилия по установлению… сотрудничества с внешним поставщиком услуг, без ущерба правилам, подлежащим применению к публичным сделкам, и правилам конкуренции».

Между прочим, пункт (15) преамбулы Визового кодекса особо подчеркивает, что, в случае принятия государством решения о сотрудничестве с внешним поставщиком услуг, «оно должно сохранять возможность для всех ходатайствующих лиц подавать ходатайство непосредственно в свои дипломатические или консульские представительства». Формально к консульствам в этом смысле не придерешься: по телефону можно записаться на определенный день и сдать документы напрямую. Однако день этот наступит, в лучшем случае, через три недели, а вероятнее всего – через два-три месяца. То есть заявителей всеми правдами и неправдами заталкивают в визовые центры, не давая выбора и заставляя платить дополнительные деньги.

Сотрудничество с коммерческими посредниками. Вот таким несколько обидным определением в кодексе обозначены, в частности, туристические компании, с которыми на условиях аккредитации могут сотрудничать консульства. Интересная деталь: в статье 45 говорится, что «каждое консульство обеспечивает информирование общественности о перечне аккредитованных коммерческих посредников, с которыми он осуществляет сотрудничество». Это хорошо. А то очень не любят консульства не то, что списки аккредитованных компаний раскрывать – даже количество их называть.

 

С уважением,

«Магазин круизов и путешествий»