+38044 5001397
   +38050 5001397
   +38096 5139797
   CruiseShop Kiev
   cruise@cruiseshop.com.ua

Экстренные ситуации

Не подумайте только, что мы решили запугать потенциальных туристов "страшилками"!

Однако, даже переходя дорогу возле своего дома, любой из нас обязан знать простейшие правила безопасности, чтобы не быть застигнутым врасплох при возникновении нестандартной ситуации...

Предлагаем вашему вниманию несколько советов профессиональных спасателей, которые, возможно, помогут спасти вашу жизнь и жизнь близких людей.

Искренне надеемся, что нижеизложенная теория не пригодится никому из нас на практике!

 

КАК ВЫЖИТЬ ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕНИИ

Будь начеку еще до начала рейса. Поинтересуйся, есть ли у судна и транспортной компании лицензии на перевозку пассажиров. Перед посадкой на борт посмотри, закрыты ли иллюминаторы на нижних палубах (именно «окнами» черпанула воду «Булгария», унесшая 10 июля 2011 года с собой на дно 122 человека). Но если ты все предусмотрел, а на судне все же прозвучала команда: «Пассажирам надеть спасательные жилеты!» — слушай сюда.

1. Надень на себя как можно больше одежды — она поможет тебе сохранить драгоценное тепло. Не бойся во всем этом моментально пойти ко дну — сверху ты как раз наденешь спасательный жилет. Правило «Ныряй в одежде» актуально и для теплых широт, так как в воде температурой ниже 33 °С — а даже в тропической зоне Мирового океана она достигает максимум 29-30 °С — ты довольно быстро погибнешь от переохлаждения. Особенно интенсивно тепло уходит через голову, шею, область паха и ступни — эти части тела нужно защитить тщательнее всего.

2. Выбирайся, руководствуясь планом эвакуации, который ты найдешь на стенах своей каюты или в коридорах. Твоя задача — попасть на верхнюю палубу, именно там на любом судне расположены спасательные шлюпки и надувные плоты. В первый же день на борту не поленись — пройди весь предлагаемый путь эвакуации из каюты. Запомни его детали. Если случится крушение, будет суматоха и паника, без тренировки в коридорах большого корабля ты точно заблудишься. Не забывай, что старинный морской закон гласит: в первую очередь в шлюпках должны оказаться женщины, дети и раненые. Последним же терпящее бедствие судно покидает капитан.

3. Если в надувную шлюпку или на плот придется прыгать прямо с борта теплохода, убедись, что на твоей одежде и обуви нет металлических частей — застежек, пряжек — которые могут повредить обшивку. Постарайся упасть на надувные части плавсредства. Падай боком, ни в коем случае нельзя приземляться на ноги, особенно на дно лодки — пробьешь и погибнешь, но не от воды, а от рук других пассажиров еще до прибытия помощи.

4. Если прыгаешь прямо в воду, лучше делать это «солдатиком», закрыв одной рукой нос и рот, а другой держась за спасательный жилет и крепко сжав ноги вместе. Обязательно посмотри вниз, чтобы не прыгнуть кому-нибудь на голову. И, оказавшись в воде, начинай отплывать в сторону по двум причинам: во-первых, пока на тебя не приземлился следующий пассажир, а во-вторых, чтобы оказаться от тонущего судна не менее чем в 100 метрах, чтобы тебя не затянуло в воронку, которая образуется при полном погружении теплохода в воду.

5. Старайся делать как можно меньше движений, находясь в воде, — береги энергию. Если видишь поблизости шлюпку — плыви к ней и залезай на борт. Если шлюпок нет, твоя задача — просто остаться на плаву. Не нужно беспорядочно бить руками по воде. Прими позу эмбриона — подтяни колени к груди и обхвати их руками. В этом положении жилет все равно будет держать тебя, но теплопотеря значительно уменьшится, и ты выиграешь у смерти еще немного времени.

6. Не пытайся плыть к берегу, даже если он вроде маячит на горизонте. В ясную погоду видимость до берега с поверхности воды составляет 7 км. Проплыть такое расстояние только что спрыгнувшему с корабля и полностью одетому пассажиру не под силу. А покинув место происшествия, ты сильно осложнишь спасателям задачу по твоим поискам.

7. Подавай сигналы спасателям. Обычно спасательные жилеты оборудованы специальными маячками, которые автоматически загораются при контакте с водой. Однако если тебе достался жилет без маячка или он не работает, начинай размахивать руками и привлекать к себе внимание, только когда действительно заметишь подмогу.

8. Не пей морскую воду. Облегчения она не принесет, только усилит жажду, а при длительном употреблении нанесет серьезный вред здоровью. Вспомним французского ученого Алена Бомбара, который еще в 1952 году решил доказать, что человек способен продержаться после кораблекрушения очень долго. Бомбар отправился с Канарских островов через Атлантику на резиновой лодке, питаясь сырой рыбой и планктоном. Пил он дождевую воду, а когда та заканчивалась — хлебал из-за борта морскую. Спору нет, француз выжил и за 65 дней достиг Барбадоса. Однако Бомбар: временно ослеп, потерял 25 кг веса, ногти на ногах и руках, заработал малокровие, хронические заболевания желудка и кишечника и долго не заживавшие язвы по всему телу, оставившие после себя малоприятного вида рубцы.

9. Объединись с остальными пострадавшими. Очень важно держаться организованной группой — сбившись в кучу, вы сможете гораздо дольше сохранять необходимое для выживания тепло, и большое скопление людей лучше заметно как с воды, так и с воздуха.

 

КАК ВЫЖИТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОМ АВТОБУСЕ

1. Следи за водителем, не клонит ли его в сон

Особенно если ты путешествуешь на туристическом автобусе по Турции или Египту. Если сидишь в передней части салона, следи сам; если расположился далеко, попроси следить коллегу-пассажира. На длинных перегонах (500 км и более) в автобусе должен быть водитель-сменщик. Если его нет — это дополнительный повод напрячься и, может быть, даже отменить поездку.

2. Пристегнись

Конечно, если в туристическом автобусе есть ремни безопасности для пассажиров. И постарайся не отвлекаться от происходящего на дороге во время прохождения опасных участков.

3. Не гонись за впечатлениями

Передние кресла правого ряда по ходу движения, с которых «лучше всего видно», опасны. В случае лобового столкновения пассажир вылетает прямиком через переднее стекло. Однако в исключительных случаях этот полет может сыграть тебе на руку, как это произошло 20 ноября 2010 года в Египте с немецким туристом Хансом Геером: после аварии он покинул автобус именно таким образом, тот меж тем перевернулся, 9 пассажиров погибли. Геер отделался ссадинами.

4. Не шляйся по салону

Ты стоишь, салон переворачивается — ты, скорее всего, сломаешь шею. А у сидящего и сгруппировавшегося человека остается пусть и ничтожный, но все же шанс остаться невредимым даже при падении в пропасть.

5. Видя, что катастрофа неизбежна, прими правильное положение

Наклонись вперед, положи скрещенные руки на спинку переднего кресла и прижмись к ним лбом. Не надо сгибаться, как в самолете, — при лобовом ударе твоя макушка въедет в спинку впереди стоящего кресла. Если же ты стоишь, то во время аварии постарайся сгруппироваться и упасть боком на пол или кресло. Не хватайся за поручень — практически наверняка заработаешь перелом или вывих, а недееспособная конечность серьезно уменьшит твои шансы на спасение.

6. Не стоит вместе со всеми бросаться к дверям — попадешь в давку

Лучше воспользуйся знакомой с детства рекомендацией: выдерни шнур и выдави стекло. Так до сих пор можно сделать практически в любом туристическом автобусе. Разбить стекло специальным молоточком, прикрепленным к стене салона, будет сложнее, потому что его там нет — во всем мире цивилизованные пассажиры почитают за особенную доблесть утащить в качестве сувенира этот совершенно бесполезный в быту предмет.

7. Если все же оказался у двери, открой ее с помощью аварийной кнопки

Если корпус автобуса не пострадал при падении, то это не должно составить труда. Единственная сложность — быстро обнаружить эту самую кнопку или рычаг аварийного открывания дверей. Ищи что-нибудь с надписью Emergency exit. В автобусах Mercedes кнопка, для примера, располагается в нижней части козырька над дверным проемом. Давить на нее нужно со страшной силой, она настроена так, чтобы не срабатывать от случайного нажатия.

8. Если автобус упал в водоем и начал тонуть, не пытайся открывать двери и выбивать стекла

Cкорее всего, тебе не даст сделать это внешнее давление воды. А если все-таки удастся разбить окно, ты будешь немедленно убит о противоположную стену сокрушительным потоком. Дождись, пока вода заполнит салон автобуса, и тогда выбраться будет гораздо проще.

9. Выбравшись из автобуса, немедленно отходи на безопасное расстояние

Крушение часто сопровождается разливом топлива. И не вздумай нервно закурить, если не хочешь, чтобы об утечке солярки узнали по взметнувшемуся к облакам столбу пламени.

 

КАК ВЫЖИТЬ В АВИАКАТАСТРОФЕ

1. Строго следуй командам бортпроводников и не вздумай проявлять инициативу

Члены экипажа проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях. Наверняка ты читал, спал или флиртовал с симпатичной соседкой, пока стюардесса объясняла, как правильно надевать спасательные жилеты, и показывала, где находятся аварийные выходы. Сейчас она все повторит — делай только то, что она скажет.

Имей в виду: именно внимательно прослушанная инструкция по безопасности спасла в 1974 году жизни четверым пассажирам самоанского «Boeing-707», упавшего за несколько сотен метров до ВПП аэропорта Паго-Паго и вскоре загоревшегося. Для спасения эти умные люди воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как остальные 97 пассажиров устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. В итоге почти полностью выгоревший самолет стал братской могилой — расследование показало, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы просто были в курсе, где находятся аварийные люки.

2. В случае декомпрессии надень кислородную маску

То, что салон разгерметизирован, ты поймешь по звуку уходящего через дырку в обшивке воздуха — страшный рев заглушит даже вопли твоих соседей. Ну и по тому, что откуда-то сверху на тебя вдруг выпадет кислородная маска — немедленно надень ее (именно надень, а не просто прижми к лицу). Приготовься к резкому сбросу высоты — именно так пилоты борются с декомпрессией, на высоте ниже 3 тыс. метров содержание кислорода в воздухе становится более-менее нормальным. Тут возможен эффект, который бывает при попадании самолета в зону турбулентности — при неожиданной потере высоты на несколько десятков метров в секунду незакрепленные вещи и непристегнутые пассажиры могут взлететь к потолку, а потом свалиться тебе на голову. Ничего смешного: 28 декабря 1997 года пассажирку самолета компании United Airlines, попавшего в зону турбулентности, убил приземлившийся ей на голову портативный магнитофон. Все остальные пассажиры этого рейса добрались до пункта назначения нормально.

3. Вынь из карманов все острые и твердые предметы

Ручка, ключи, электронная сигарета, расческа — всем этим предметам не место в твоей одежде, если ты не хочешь, чтобы они волею случая после удара оказались в твоей печени или, упаси боже, паху.

4. Сними все с шеи

Галстук, шарф, украшения на цепочке — все это может зацепиться за что угодно и элементарно тебя удушить. Сними и очки, если ты их носишь, — чтобы при ударе лицом не остаться без глаза, что, согласись, сильно осложнит процесс твоего спасения. А если перед началом полета ты разулся, обязательно верни ботинки на ноги — вполне возможно, что тебе придется шагать по разбитому стеклу, раскаленному металлу или горящему пластику.

5. Приготовься к удару о землю

Проверь, застегнут ли твой ремень безопасности, сгруппируйся: хорошенько упрись ногами в подножку кресла перед тобой, закрой голову руками и согнись так, чтобы лечь лицом на колени. Так ты избежишь серьезных повреждений внутренних органов и защитишь от удара голову. Прими эти советы всерьез, как это сделал 12 мая 2010 года 9-летний голландец Рубен ван Ассоу на борту лайнера Airbus-330-202, разбившегося при посадке в аэропорту ливийской столицы Триполи. Как позже рассказал сам мальчик, он в течение всего полета не отстегивал ремень безопасности, а когда стало ясно, что самолет падает, внезапно вспомнил сюжет из телепередачи, в которой рассказывалось, как вести себя при авиакатастрофе. В итоге Рубен отделался лишь несложными переломами обеих ног, тогда как его родители, старший брат и еще 108 человек, находившихся на борту, погибли.

6. Защити органы дыхания

Если после удара о землю самолет не взорвался, твоя задача — не потерять сознание и, если начался пожар, не задохнуться. Немедленно закрой нос и рот куском любой материи (подойдут снятые в пункте 4 шарф и галстук) и постарайся опуститься как можно ниже — к аварийному выходу беги на четвереньках, ведь дым собирается у потолка салона.

7. Плюнь на вещи

Вряд ли ты оцениваешь свою жизнь в стоимость купленного в дьюти-фри тридцатилетнего Macallan или айпэда с непройденным уровнем Angry Birds. Оставь все, у тебя есть одна-две минуты на то, чтобы покинуть самолет.

8. Защитись от огня, накинув на себя верхнюю одежду или завернувшись в плед, который выдается в самолетах

Но тут есть важный нюанс. Проверь, из чего сделан плед. Если из синтетики, то под воздействием высокой температуры плед начнет плавиться и прилипнет к телу намертво. Лучше всего от огня защитит шерстяное одеяло, во многих самолетах выдают именно такие. И ни в коем случае перед преодолением пламени нельзя обливаться водой, как это делают киногерои. При огромной температуре вода моментально закипит и ты элементарно сваришься заживо.

9. Не торопись на землю

Если ты выскочил через аварийный выход на крыло, а аварийного трапа тут нет — не прыгай в шоке вниз, все же почти три метра высоты. Падай на живот и?сползай с крыла ногами вперед.

10. Если в перспективе самолет ждет приводнение, надень спасательный жилет

Аэроплан способен находиться на плаву от десяти до сорока минут даже при некоторых повреждениях фюзеляжа. Если стюардесса куда-то запропастилась и ты решил сам открыть дверь аварийного выхода, выясни сначала, не находится ли твоя часть самолета под водой: в зависимости от модели воздушные судна сохраняют плавучесть либо в горизонтальном положении, либо перекосившись, с торчащим из воды хвостом или носом. И не вздумай надувать спасательный жилет, пока не выберешься из самолета. Можешь не протиснуться в дверной проем. Оказавшись в воде, ищи глазами спасательные плоты, которые надуваются автоматически. Забравшись или хотя бы уцепившись за один из них, жди помощи.

 

ПОМОЩЬ УТОПАЮЩИМ

Когда человек тонет, это редко сопровождается какими-либо звуками. Размахивание руками, брызги и крики, к которым нас готовит телевидение, встречаются в реальной жизни крайне редко.

«Инстинктивная реакция утопающего» (Instinctive Drowning Response), названная так доктором наук Франческо Пиа (Francesco A. Pia), это то, что люди делают, чтобы избежать фактического или предполагаемого удушения при погружении в воду. И выглядит она совсем не так, как думает большинство людей. Никакого размахивания руками, брызг и криков о помощи. Чтобы лучше представлять, как тихо и незрелищно выглядит этот процесс с берега, подумайте вот о чем: среди детей в возрасте до 15 лет утопление является второй по распространенности причиной смерти (сразу после дорожных аварий), а из приблизительно 750 детей, которые утонут в следующем году, каждый второй утонет на расстоянии не более 20 метров от своих родителей или других взрослых. В некоторых случаях взрослый даже будет непосредственно наблюдать за тем, как ребенок тонет, не подозревая о том, что на самом деле происходит. Утопающие редко похожи на утопающих, и в своей статье в журнале On Scene, принадлежащем береговой охране, доктор Пиа подробно описывает инстинктивные реакции утопающего следующим образом:

1. «За исключением редких случаев, тонущие люди физиологически неспособны позвать на помощь. Дыхательная система человека рассчитана на дыхание. Речь – это ее вторичная функция. Прежде чем речь станет возможной, необходимо восстановить функцию дыхания.

2. Рот тонущего человека попеременно уходит под воду и появляется над ее поверхностью. Рот тонущего человека находится над водой недостаточно долго для того, чтобы он мог выдохнуть, вдохнуть и позвать на помощь. Когда тонущий человек выныривает из воды, ему хватает времени, только чтобы быстро выдохнуть и вдохнуть, после чего он сразу же снова уходит под воду.

3. Тонущие люди не могут размахивать руками, чтобы привлечь внимание. Они инстинктивно вытягивают руки в стороны в попытке оттолкнуться от воды. Такие движения позволяют им всплыть на поверхность, чтобы иметь возможность дышать.

4. Из-за инстинктивных реакций тонущие люди не могут контролировать движения руками. Люди, пытающиеся удержаться на поверхности воды, физиологически не способны перестать тонуть и совершать осмысленные движение – размахивать руками, постараться приблизиться к спасателям или добраться до спасательного снаряжения.

5. От начала и до конца, пока действует инстинктивная реакция, тело тонущего человека остается в вертикальном положении, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Если подготовленный спасатель не вытащит его из воды, тонущий человек может продержаться у поверхности от 20 до 60 секунд перед тем как полностью уйти под воду.

Это вовсе не означает, что человек, зовущий на помощь и отчаянно размахивающий руками, вас обманывает – скорее всего, это приступ паники в воде. Такой приступ далеко не всегда предшествует инстинктивной реакции утопающего и зачастую длится совсем недолго, но в отличие от настоящего утопления жертвы такой паники на воде способны помочь своим спасателям – к примеру, ухватиться за спасательный круг.

Когда вы находитесь на берегу или в воде, вам необходимо обращать пристальное внимание на следующие признаки, свидетельствующие о том, что человек тонет:

• Голова жертвы погружена в воду, а рот находится у самой ее поверхности;

• Голова откинута назад, рот открыт;

• Стеклянные, пустые глаза не фокусируются;

• Глаза жертвы закрыты;

• Волосы закрывают лоб или глаза;

• Жертва держится в воде в вертикальном положении, не совершая движений ногами;

• Жертва дышит часто и поверхностно, захватывает ртом воздух;

• Пытается плыть в определенном направлении, но безуспешно;

• Пытается перевернуться на спину;

• Может показаться, что жертва карабкается по веревочной лестнице.

Поэтому, если человек падает за борт и все выглядит нормально, не стоит успокаиваться раньше времени. Иногда самым главным признаком того, что человек тонет, является то, что он не похож на утопающего. Может показаться, что он просто пытается удержаться на воде и смотрит на палубу. Как определить, все ли в порядке? Задайте простой вопрос: «У вас все в порядке?» Если человек вам хоть что-то ответил, тогда, возможно, ему ничего не угрожает. Если в ответ на свой вопрос вы увидите пустой взгляд, у вас есть всего полминуты, чтобы вытащить жертву из воды. И, родители, запомните: дети, играющие в воде, шумят. Если они перестали шуметь, вытащите их из воды и узнайте, почему.

Пожалуйста, поделитесь, может кому-то это спасет жизнь!



на борту »»»